Иконкомания. Бессмысленно и беспощадно.

Попалось мне третьего дня под горячий взор следующее видео:


Видео, посвящено метафорам в интерфейсах. Тема безусловно интересная и крайне занимательная но, в неумелых руках, представляется мне, оружием массового поражения, бессмысленным и беспощадным.



Если коротко, основная мысль данного вебинара: "Иконки наши друзья". Хотя на мой скромный вкус эта сентенция должна звучать следующим образом - "Иконка - злобный зверек, себе на уме". Никогда за ранее нельзя сказать сработает иконочный месседж или оставит пользователя с полными штанами недоумения. Большая часть современных иконок которые широко распространены, просто результат заучивания. Домик это главная страница, я это знаю потому, что меня научили так думать,  когда все используют этот символ и он постоянно перед глазами, сложно не научиться. При чем если домик еще можно проассоцировать с кнопкой домой(сто лет уже никто не использует такое название главной страницы), то например изображение дискеты уже ни как интуитивно не читается людьми которые дискет не застали. Им просто неоткуда будет брать данную ассоциацию, но тем не менее, все знают что иконка с изображением дискетки обозначает сохранить, они знают это потому, что их этому обучили.

Теперь подходим к проблеме с другой стороны. Есть клиент который в повседневной жизни, каждый божий день жмакает на домики, дискетки, стрелочки вперед/назад/обновить, зеленые галочки и красные крестики. Клиент хочет приложение с интуитивно понятным интерфейсом. Желание похвальное и мной всячески поддерживаемое. И начинается работа. И вот спустя несколько итераций клиент смотрит на интерфейс и просит сделать иконки для обозначения:
1. ящика с инструментами на 4 секции,
2. двухуровневого,
3.с двойным дном
4. без складывающейся ручки,
(идиотские примеры взяты специально) при этом конечно они должны быть интуитивно понятны и легко читаться. При попытках объяснить, что клиенты просто не поймут таких иконок и все равно будут наводить на них в надежде на выпадающую подсказку, пока не выучат присвоенные нами условные обозначения, мы встретимся с непониманием. Как так? Я же каждый день жмакаю по иконкам и мне все понятно, а тут до боли мне родные ящики нарисовать нельзя?  Конечно это не является проблемой если мы имеем дело с узкоспециализированными приложениями рассчитанными на постоянное использование исключительно профессионалами и исключительно после обучения, но, как показывает практика рассчитывать на такое положение вещей приходится крайне редко, а потому этот вариант в большинстве случаев рассматриваем как безнадежный. Да и все равно, иконки обозначающие в конечном итоге ящик для инструментов уже имеют свой смысл записанный на подкорку большей части пользователей, такими иконками обозначают настройки и само собой положительного эффекта для интуитивного проникновения в сакральные тайны нашего приложения не даст.

Может показаться, что я против иконок, как данности, но это не так. Я за разумное применение инструментов, не надо забивать гвозди микроскопом и не надо чинить хрусталь молотком. Если есть вероятность хорошей считываемости и интуитивной понятности иконки, то ее следует использовать. Если же иконка может вызвать неоднозначные ассоциации и оставить простор для интерпретаций, то разумеется, стоит сесть и подумать, а нужна ли она.

Уже много чего сказано на эту тему, но я не просто не смог пройти мимо. В видео посвященному метафорам в интерфейсах, не сказано, на мой взгляд, самое главное. Знайте меру. Не надо играть в ассоциации в ущерб проекту, ваши ассоциации не совпадут с моими в половине случаев, несмотря на многие объединяющие нас факторы. Иногда написать текст и красиво его сверстать гораздо понятней и приятней глазу чем сет из 150 невнятных но жутко красивых маленьких картинок.
Прозит! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий